Среда, 18.07.2018, 01:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Городское методическое объединение учителей 
 предметов ИСКУССТВА
 
 
Мурманская область, город Кандалакша


Главная | Обобщение опыта по теме "Государственные символы РФ" | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 376

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обобщение опыта по теме "Государственные символы РФ"
учителя первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 1
Фабрикова В.П.
 2011 г.
 

 

"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они

 путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти".

Плутарх.

       1 марта 2002 года Министерство образования Российской Федерации направило для использования в практической работе рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Рекомендации направлены образовательным учреждениям всех типов, в котором рекомендуют организовать воспитательную деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
       Необходимость изучения государственной символики вызвано таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чьё социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.
       Ознакомление с символами своего государства - гербов, флагов и гимнов - традиционно является одним из важных элементов воспитания их в духе здорового патриотизма. В то же время, на основе изучения государственной символики происходит непосредственное их прикосновение к истории Отечества. Ибо история Родины и ее символов единая, так как в гербах, флагах и гимнах в определенной мере отражались социально-экономические, политические и культурные изменения, происходившие в нашей стране. А поэтому изучение истории гербов, флагов и гимнов: во-первых, поможет в изучении истории России, во-вторых, позволит воспитывать у них чувства патриотизма, уважения и любви как к Родине в целом, так и к ее официальным символам. Следовательно, материал о гербах, флагах и гимнах является необходимым и мощным средством патриотического воспитания учащихся.
       Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.
       Необходимо донести до наших детей, что  отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
       Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении подрастающего поколения.
       У младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
       Например, с гербом России, символизирующим принадлежность к государству – Российская Федерация, они постоянно встречаются в повседневной жизни. Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Педагогам необходимо подчеркивать, что каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины. 
       В начальной школе знакомство с  гимном Российской Федерации можно начать с коллективного прослушивания, предварительно проведя беседу о том, что он является  одним из важнейших государственных символах России и об истории его создания. Следует объяснить детям, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Учитывая возрастание особенности младших школьников для изучения данной темы отводится 1 урок.
       В старших классах на уроках музыки проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения флага и герба Российской Федерации, текстов и музыки всех гимнов России. Уроки по теме «Государственные символы Российской Федерации».  включает в себя следующие сведения:
  • понятие «государство»,
  • географическая карта нашей страны,
  • видеоролик с видами столицы – г. Москва,
  • определение «Государственные символы» и показ с краткой информацией по каждому из них,
  • понятие герб,
  • понятие гимн,
  • схема разновидностей гимнов,
  • таблица "История гимна России".
       История Государственного гимна РФ представлена в виде таблиц, с информацией от самого первого гимна до современного, с указанием исторического периода, пояснения, автора музыки и слов, со звучанием каждого из них в цифровом формате. Большую наглядность придают наличие остальных символов государства. Данный учебный материал распределён  с 5 по 8 классы, по принципу своеобразной спирали (материал увеличивается от класса к классу). Опрос проводится в виде викторины и тестирования в соответствии с пройденным материалом, по составленным мною тестам на бумажном носителе для школы 2 ступени.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 129 от 27 апреля 2005 года «О плане действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России» в классах 5,6,7,8 в рабочие программы внесены изменения. На изучении данного блока отводится по 4 учебных часа вначале учебного года. Распределение материала по данному принципы с использованием современных технологий, в том числе и ИКТ,  делает уроки более наглядным, доступным, что положительно сказывается на результате качества знаний обучающихся.
 
Диаграмма  качества обученности за период с 2005 по 2011 г.г.
 
 
Тематическое планирование в изучаемом блоке:

Урок № 1 "Государственные символы Российской Федерации"
Урок № 2 "История гимна России"
Урок № 3 "Государственные символы Мурманской области и города Кандалакша"
Урок № 4 "Викторина по теме "Государственные символы РФ"


       Множество интересных сведений о государственных символах и их значении в жизни общества воспитанники могут получить на уроках искусства и мировой художественной культуры в  старших классах в разделах о нумизматике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др. Это в еще большей степени расширит  возможности исследовательской работы школьников по изучению символов в процессе обучения.
       Воспитание детей – это будущее нации. Ключевыми критериями воспитания являются уважение к Родине, к земле на которой ты родился, уважение к старшему поколению. Государственные символы неотделимы от истории народа, страны. Изучение государственных символов необходимо для того, чтобы человек мог гордиться своим прошлым, надеяться на свое будущее и чувствовать в себе достоинство. Воспитание патриотизма, любви к Малой Родине, а через эту любовь и общее понимание гражданственности, отношение к своей стране, всегда базируется на фундаменте знаний собственной истории. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности современной российской школы первоочередной задачей современного российского учителя.
       Одним из главных педагогических условий формирования ценностно-ориентированной компетенции у обучающихся, является формирование чувства идентичности с государством, сопричастности со своим народом, с его историей, культурой и традициями. Именно этой цели служит государственная символика : герб, гимн, флаг.
 


МАТЕРИАЛЫ   К   УРОКАМ


Предлагаю небольшую подборку материалов для проведения уроков, а также несколько собственных разработок
Используемый мною принцип цикличности (повторяемость тем в разных возрастных группах) позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития обучающихся.  
5 класс - дети учат  названия гимнов,
6 класс - пояснение к гимнам.
7 класс - периодизация.
8 класс - авторы музыки и слов.
На странице размещена презентация урока для 5 класса, где таблица со всеми гимнами заполнена полностью.

    

Этот же принцип цикличности используется мною и в музыкальной викторине (определение музыкального материала на слух).
Во время уроков обучающиеся слушают музыкальные фрагменты, в которых звучит и мелодия, и слова. Во время проведения викторины: 
5 класс - все гимны звучат с текстом.
6 класс - 2-3 гимна звучат без текста.
7 класс - 5-7 гимнов звучат без текста.
8 класс - все гимны звучат без текста.
Это усложняет задачу, повышает мотивацию и развивает долгосрочную память.

НАЗВАНИЕ ГИМНА

ТЕКСТ
ГИМНА
НОТНЫЙ
МАТЕРИАЛ
ЗВУЧАНИЕ
ГИМНА
Преображенский марш Петра Великого

 

Коль славен наш Господь в Сионе

Неофициальный русский национальный гимн "Гром победы, раздавайся!"

 

Первый официальный гимн Русской империи "Молитва русских"

 

Боже, Царя храни!

Национально-патриотический гимн "Славься!"

   

Гимн русской республики "Рабочая марсельеза"

 

Интернационал

Государственный гимн СССР

Патриотическая песнь

Государственный гимн Российской Федерации


 
 
Дополнительная информация:

Интернет-ресурсы:   "Символика свободы и независимости"
Печатные издания:    "Моя Родина - Россия" справочник школьника - ГЕРБ, ГИМН, ФЛАГ; автор И.В. Синова; издательский дом "Литера", 2007
Цифровой ресурс:       CD-диск "Символика России"



использованы материалы:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovanie-gosudarstvennoi-simvoliki-v-sisteme-

http://www.euro-ief.ru/works/detail.php?ID=2787&sphrase_id=11596



Поиск

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • МОИПКРОиК
  • А*Элита"
  • УО г.Кандалакша
  • МБУ "ИМЦ" г.Кандалакша
  • Музыкальный календарь
  • МОУ СОШ № 1
  • МОУ СОШ № 2
  • МОУ СОШ № 3
  • МОУ СОШ № 5
  • МОУ СОШ № 6
  • МОУ СОШ № 9
  • МОУ СОШ № 10
  • МОУ СОШ № 19
  • dnevnik.ru
  • МОУДОД ДЮЦ "Ровесник"
  • Массажный салон "Семь Орхидей"
  • Отдых в ТАИЛАНДЕ"


  • Copyright MyCorp © 2018

    Сделать бесплатный сайт с uCoz