Пятница, 14.12.2018, 22:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Городское методическое объединение учителей 
 предметов ИСКУССТВА
 
 
Мурманская область, город Кандалакша


Главная | Гигиена голоса учителя | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 376

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ГИГИЕНА ГОЛОСА УЧИТЕЛЯ

Гигиена голоса
(от гр. hihieinos — целебный, приносящий здоровье) — совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основных компонента: гигиена дыхания (здесь центральный момент — вдох через нос), гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани), психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций). Доказано, что курение и потребление алкоголя отрицательно сказывается на звучании голоса. Эффективное функционирование голосового аппарата невозможно без общего укрепления организма. Поэтому укрепление голоса тесно связано с занятиями физкультурой, закаливанием, правильной организацией труда и отдыха. В гигиене голоса в ряду важнейших можно выделить функциональный аспект. Голосовой аппарат быстрее изнашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупотреблении крайними участками диапазона. Не меньший вред приносят форсирование громкости и противоположная манера — вялое, тусклое звучание (голос без «опоры»). Нерациональная работа голосового аппарата, ведущая к его порче, иногда обусловлена дефектами слуха. В частности, люди с пониженной слуховой чувствительностью говорят, как правило, гораздо громче, чем того требует определенная речевая ситуация. Таким образом, правила гигиены голоса базируются на общегигиенических требованиях, связанных с поддержанием здоровья организма в целом, и, кроме того, учитывают физиологическую зависимость состояния органа от характера его функционирования.
Лит.: Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. — М., 1990; Фониат-рия и фонопедия. — М., 1990.
А. А. Князьков

Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий

Постановка голоса тесно связана с воспитанием правил гигиены голоса и их соблюдением. Необходимо постояннопомнитьо неблагоприятном влиянии на качество звучания голоса куренияспиртных напитков и острой раздражающейпищи. Соблюдение гигиенических норм голосовой нагрузки - не более трех часов без перерыва.
  • Послетрех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной aктивности голосовых складок.
  • Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут теле­фонного общения равнозначны часу голосовой нагрузки).
  • Г'олосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели.
  • Следует посещать врача ЛОР-фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой на­грузке и даже незначительных нару­шениях голоса.
  • Отсутствие ориентации в выработ­ке навыков правильного фонационно­го дыхания может быть одной изпри­чин проявлений голосового диском­форта.
  • Следует помнить, что только бе­режное отношение к своему голосо­вому аппарату, слуху,систематиче­ские занятия по выработке навыков правильного голосообразования, го­лосоведения, расширению динамиче­ского рабочего диапазона, позволяет сохранить комфортную звучность го­лоса.

 

Необходимо помнить, что даже при незначительных нарушениях голоса, связанных с напряжением, голосовой нагрузкой или воспалительными про­цессами следует соблюдать голосовые правила.
 
 ГОЛОСОВЫЕ ПРАВИЛА:
  • Говорить меньше.
  • По телефону говорить только при необходимости и коротко.
  • Во время речи следить, чтобы не было мышечного напряжения гортани, шеи, плеч.
  • При необходимости надо говорить мягко и спокойно.
  • Исключить громкие радостные возгласы, форсированный шепот, вос­клицания, громкий смех. В этот пери­од можно пользоваться жестами.
  • Следует говорить только тогда, когда остальные молчат, и говорить с собеседником только на близком расстоянии.
  • Нельзя говорить при езде в транс­порте, в шумной обстановке.
  • Во время простудных заболева­ний необходим режим снижения рече­вой активности, а при ухудшении качества голоса - режим молчания.
Возможно динамическое наблюде­ние за состоянием голоса и слуха центре сурдологии, слухо­протезирования и фониатрии, где кон­сультируют высококвалифицирован­ные специалисты: врачи-сурдологи, фониатры, невропатологи, отоневрологи, психиатр-психотерапевт, педагоги-логопеды (сурдопедагоги, фонопеды, педагог-вокалист, инженеры слухопротезирования и инженеры голосообразующего протезирования Это может способствовать оказанию полного объема помощи при своевре­менном Вашем обращении.

 

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
 
(для нормализации тонуса шейной, голосовой мускулатуры).
 
Упражнения выполняются сидя, стоя.
Каждое упражнение выполняется 2-3 раза.
  1. Поднять плечи вверх – сбросить напряжение.
  2. Отвести плечи назад, вернуть, расслабиться.
  3. Потянуть плечи вперед, рассла­бить.
  4. Вытянуть прямые руки вдоль туловища, сжать кисти в кулак, расслабить руки.
  5. Покачивание плечами вперед-назад, руки свободно свисают.
  6. Потряхивание кистями.
  7. Потянуть подбородок вверх - ощутить напряжение передней поверхности щей, уронить го­лову на грудь - расслабить шею.
  8. С напряжением опустить голову на грудь - быстро поднять, рас­слабить шею.
  9. Поочередные повороты головы вправо, влево с напряжением и расслаблением шеи.
  10. Наклоны к плечу с напряжением.
  11. Прокатывание головы по груди легко, без напряжения.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
 
Выполнять лежа, без напряжения, в естественном ритме дыхания по 4-5 минут 2-3 раза в день.
 
1. Положить руку на живот, сделать вдох носом - ощутить подъем живота; выдох носом - ощутить втягивание живота внутрь.
2. Вдох – через нос; Выдох - через рот плавно, спо­койно, вытянув губы вперед.
3. Вдох – через нос; Выдох - через рот, открытый широко (бесшумно).
4. Вдох – через нос; Выдох - сквозь неплотно сомк­нутые губы.
5. Вдох – через нос: Выдох - с произношением долгих звуков:  С ------; Ш--------; Х----------
6. Вдох – через нос; Выдох - спроизношением 2-3 звуков, например:  С------Ш-----Ф----Х---С----.
7. Вдох – через нос; выдох через рот быстро, втя­нув живот.
8. Вдох – через нос; выдох - через рот быстро с произношением звуков:  Ч! П! Ц! Т!Д!

 

Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани. Гигиена голоса-- группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.
 
Они включают с себя:
1.   Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
2.   Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; обязательно петь с вибрато, достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
З.   Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
4.   Запрещение пения во время месячных.
5.   Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
б.   Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
7.   Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
8.   Избегать длительной монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
9.   Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение от работы на это время профессионалов голоса.
12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
13. Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.
14. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
15. Правильная работа с микрофонами начинающих певцов и ораторов, которые ошибочно злоупотребляют чрезмерно громкой фонацией в микрофон. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
18.Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) лицами речевых профессий, овладевание навыками физиологичного использование голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки, получений квалифированного разъяснения правильного использования голоса.

 

_______________________________
использованы материалы:
nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/gigiena-golosa-uchitelya
ped_recheved.academic.ru/33/%D0%93%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0
http://www.fonoped.ru/HygieneofVoice.html
Поиск

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • МОИПКРОиК
  • А*Элита"
  • УО г.Кандалакша
  • МБУ "ИМЦ" г.Кандалакша
  • Музыкальный календарь
  • МОУ СОШ № 1
  • МОУ СОШ № 2
  • МОУ СОШ № 3
  • МОУ СОШ № 5
  • МОУ СОШ № 6
  • МОУ СОШ № 9
  • МОУ СОШ № 10
  • МОУ СОШ № 19
  • dnevnik.ru
  • МОУДОД ДЮЦ "Ровесник"
  • Массажный салон "Семь Орхидей"
  • Отдых в ТАИЛАНДЕ"


  • Copyright MyCorp © 2018

    Сделать бесплатный сайт с uCoz